В Парижском парке экспозиций завершилась одна из крупнейших всемирных ярмарок ингредиентов Fi Europe (Пищевые ингредиенты Европа). На ее площадках свои технологические и образовательные возможности представили более 1,4 тыс експозантив. За три дня выставку посетили более 30 тыс участников. Украина не была представлена национальным павильоном на Fi Europe, впрочем выставку посетило несколько представителей украинского бизнеса. О современных пищевые ингредиенты, новые тренды, место и потенциал Украины в этом сегменте европейского рынка, продовольственные санкции и механизмы нивелирования их рисков в интервью Укринформу рассказал президент концерна «Беарс Фуд Ингредиентс» Дмитрий Березовский.
- Дмитрий, скажите чем именно интересен этот ярмарка для Украины?
- Мировой рынок продуктов традиционно состоит из двух составляющих: это то, что люди покупают в магазинах, то есть готовая продукция питания и тех, кто разрабатывает эту продукцию, пищевые технологии производства и страшные фобии. В частности, влияния на людей ГМО, антиоксидантов, холестиролив т.д., которые движут пищевую промышленность и рождают новые продукты. Эта крупная пищевая индустрия называется международные пищевые ингредиенты и выставка, которая сегодня завершается в Париже является одним из основных глобальных площадок, где ищут и находят ответы на вызовы мировые игроки. Она проходит один раз в два года в Париже, Франкфурте и Лондоне и называется Fi Europe (Пищевые ингредиенты Европа). Подобные выставки проходят в Азии, Южной и Северной Америке. Производители представляют в различных регионах мира последние различные ингредиентни технологии, пищевые и модифицированные продукты, которые усиливают вкус, создают новые продуктовые концепции. Одним словом все вкусное, что производится в мире сегодня присутствует здесь. Это очень большой международный бизнес, в который входят международные транснациональные корпорации, оборот которых варьируется от 1 до 200 морд долл. США в год. Все эти игроки манипулируют мировым пищевым рынком, в т.ч. и украинским.
- Возможно я не расслышал. Вы говорите о манипуляциях в свою пользу?
- Именно так. Бизнес в любом случае создается для зарабатывания денег. Поэтому его представители манипулируют в любом случае в свою пользу. Но не стоит забывать, что с другой стороны на Западе действует очень серьезное законодательство регулирующее все это. Название один из последних трендов. Это запрет на пищевые красители искусственного происхождения, в Европе фактически категорически запрещаются. Те же нормы начинают вводиться в Украине. Кроме того, здесь существует запрет на усилители вкуса, которые в десятки, сотни раз усиливают вкусовое восприятие. Например, когда мы наслаждаемся чипсами, чувствуем насыщенный вкус или бекона, то сыра, но на самом деле это искусственно созданные вкусы. Это не всегда полезно, особенно детям. В ЕС существует очень жесткое законодательство, которое ограничивает творческие способности международных корпораций по созданию продуктов и новые технологии вынуждены работать в жестком правовом поле безопасности.
- Какие еще тенденции сегодня наблюдаются в развитых рынках?
- Прежде всего это натуральная продукция. Сегодня одна из тенденций западного рынка приобрела обратного процесса. Мы наблюдаем реверсный переход от технологических продуктов, в которых имели место ингредиенты, заменяли органические продукт. Например, еще несколько лет назад, яичный белок заменялся на специальные эмульгаторы, химическим способом добытые вещества. Сейчас идет обратный процесс, когда спрос нового тренда - яйцо меняет искусственные ингредиенты. Аминокислотами вместо глютамата натрия усиливают вкус, все искусственные красители, которыми окрашены карамель, торты в Украине, в Европе изменили на натуральные бета-каратином красители. Они имеют органическое происхождение и являются концентратами, добытыми из овощей или фруктов. То есть сформирован тенденцию - это здоровое безопасное питание с добавками и новыми возможностями. В частности, продукты обогащенные минералами. Минерализация обычного продукта не высока, если к нему добавить специальные минеральные соли, то безусловно он становится более полезным для здоровья, а если его обогатить еще и пищевыми волокнами, то он положительно действовать на генетику.
- А что именно представляют здесь, в Париже?
- Эта выставка демонстрирует последние тренды не только по ингредиентам, но и по продуктам питания, по здоровому питанию, по спортивному питанию, дает знания по экономии средств и снижения себестоимости продуктов питания в различных отраслях производства. Здесь представлены живые ароматизаторы, красители, стабилизаторы, стабилизирующие системы, аминокислоты и различные продукты для здоровья.
Безусловно, это выставка не только новых достижений, но и выставка контактов и контрактов. Хотя отмечу, что в современном мире дистанционные коммуникации развиты очень сильно. На международных рынках основные игроки друг друга знают, в основном эти выставки выполняют функцию коммуникационных форумов, на которых создаются прежде всего новые контакты, контракты подписываются реже. Но эта составляющая присутствует также. Кроме мощных игроков здесь себя позиционируют и локальные партнеры. Ведь для любой крупной международной компании должны быть локальные партнеры, знают индивидуальных рынках каждой страны.
- В чем же заключается интерес Украины?
- Украина исторически, еще с советских времен разрабатывала различные пищевые технологии, в т.ч. и в здоровом питании. Было много интересных разработок. В частности, производство пектинов, еще в 70-80-х годах. Пектиновый гидрокалоид товары с кожи яблок или апельсинов (в Украине это яблоко, уточняет). Это важный и натуральный продукт, выводит из человеческого организма радионуклиды. Кроме пектинов, в Украине сегодня существуют возможности производства других натуральных ингредиентов, которые пользуются большим спросом на рынках. В частности, это сушеные грибы, ягоды и их концентраты. Все что приносит в Украину, может быть преобразовано в ингредиенты и успешно продаваться.
- А какая разница между сложными ингредиентами и тем же мукой или сахаром?
- Разница в добавленной стоимости. В ингредиентов она на порядок выше. Вместо того, чтобы продавать простую сырье, Украине нужно двигаться в сторону производства тех ингредиентов, которые включают в себя больше добавленной стоимости, и тогда Украинцы станут богаче.
- Оцените потенциал этого рынка для Украины?
- Сегодня мы можем говорить о миллиардных объемы. На сегодня только рынок ингредиентов Евросоюза оценивается на уровне 50 млрд. Евро ежегодно. Линейка ингредиентов чрезвычайно велика. Поэтому это большой рынок для украинской продукции и новые возможности для пищевой промышленности. В частности, это жировая продукция из растительного сырья, которые есть в Украине, производные от пшеницы, не только муку, но и клейковине продукты, карбоксометилцелюлоза, пектины - направление гидрокалоидив, пищевые волокна, ароматизаторы, соковые концентраты фруктов, плодоносят в Украине и много других направлений. Все эти продукты органического производства. В Украине есть несколько географически-климатических районов, где продукция органического происхождения обладает уникальными свойствами, которые высоко ценятся на рынке ЕС. Например, мука произведенное из зерна выращенного в Полтавской, Кировоградской, Черкасской областях с европейским сертификатом сразу становится ингредиентом с точки зрения своей стоимости и добавленной стоимости. Специальные возможности для украинских ингредиентов, которыми, в частности, занимается и концерн «Беарс Фуд Ингредиентс» очень высоки. Мы сейчас на этих рынках занимаем даже не единицы проценты, не десятые их доли, а сотые доли, поэтому потенциал роста ингредиентов украинского происхождения в ЕС просто колоссальный.
- Чего не хватает украинскому бизнесу для освоения новыми рынками?
- Ситуация очень простая в конкретном сегменте сегодня ничего нет, поэтому облегчать и улучшать есть что. Политика государства по продуктам питания или ингредиентам она отсутствует как таковая. Отсутствует целенаправленная и последовательная политика продвижения на европейские рынки. Если государство целенаправленно подключится, то появится добавленная стоимость. ЕС - это общий рынок, поэтому в ЕС нужно провести ряд специальных мероприятий, способствующих продвижению и продвижению ингредиентного и напивфабрикантного бизнеса и готовой продукции на европейский рынок. Украина имеет определенный опыт. До недавнего времени существовало правительственное бюро европейской и евроатлантической интеграции, которое возглавлял Вадим Трюхан. Оно имело конкретные серьезные наработки по продвижению украинского бизнеса на внешние рынки. Сейчас этого нет. Поэтому хотелось бы увидеть пакетную, а не декларативную, программу действий. Например поддержка в проведении выставок Украины за рубежом. Если сейчас здесь прогуляться, то можно встретить павильоны Франции, США, Индонезии, Малайзии, на которых представлены национальные компании. Павильон, даже стенд Украины отсутствует. Как бы он был, то украинским компаниям было бы легче выходить на международные рынки как с точки зрения экономической, так и по активному продвижению на рынки и продвижения украинского.
- Поговорим о возможных вызовы и новые возможности. В прошлом месяце Российские власти заявили о введении продовольственного эмбарго с 1 января 2016 года. По вашему мнению, какая у Украины есть альтернатива?
- Единственной альтернативой на сегодня от возможного шага российской власти является поиск альтернативных рынков сбыта. К сожалению. Некоторые шаги уже сделаны, некоторые делаются. Частично это рынок Европейского союза, африканских стран и стран Азии. Прогнозируемые потери от общего объема экспорта не будут превышать 20%. Мы видим, что и Беларусь создает определенные препятствия. Здесь важно, чтобы государство помогло и способствовала бизнеса найти новые рынки сбыта, более мощные по объемам и добавленной собственностью. В Африке потенциально интересными могут быть Египет, Марокко, Тунис, Нигерия несколько страны Центральной Африки и ЮАР. Ее рынок фактически такой же, как рынки ЕС или Северной Америки. Те же запросы и требования, на него Украина может выйти параллельно с выходом на рынки Северной Америки. К сожалению Украина сегодня не представлена в крупных странах Азии, за исключением Центральной Азии - в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане. Поэтому нужно выходить на рынки южной Азии, которые имеют высокую покупательную способность, включая Японию, Южную Корею, Малайзию и Индонезию
- Чем вам интересен французский рынок?
- Предприятия нашего концерна по качеству вышли на уровень европейского производства, а с точки зрения себестоимости производства мы выиграем. Конечно по цене рабочих ресурсов и энергии. Политика заключается в производстве более экономичных по цене продуктов, но с соответствующей европейской и международной качеством. С этой точки зрения рынок Франции интересный присущей спецификой продуктов, в частности, это составляющие слоеного теста, жировой продукции. Украинская продукция способна конкурировать как по качеству, так и по цене, поэтому мы будем предлагать присущие для них товары но по более низкой цене. А во-вторых, в Украине есть национальные товары полуфабрикаты и ингредиенты, которые можно продвигать на французский и европейский рынки. Например, то же муку в различных модификациях, конкурентоспособное по цене, имеет брендовые восприятия качества. Подсолнечное масло в различных модификациях, с различными полезными добавками для здорового питания можно продвигать и многие другие продукты, имеющие украинское происхождение.
- Какие возможности для украинской продукции вы видите после закрытия рынка Турции для российских товаров?
- Турецкий рынок сырьевой, он интересен для Украины. Думаю, что наши аграрии смогут увеличить объемы подсолнечного масла, различных видов жиров, молочной продукции, частично овощной, если Россия введет эмбарго на турецкие продукты. Безусловно, это кроме зерновых, пшеницы, ячменя и других зерновых культур и их производных, которые Украина может поставлять Турции. Эта страна сама экспортирует овощную продукцию, объем потребительского рынка очень большой, но для содержания баланса она вынуждена импортировать отдельные продукты.
- Есть ли у вас уже положительные результаты участия в выставке
- Да заключены предварительные, установленные договоренности с точки зрения стратегического сотрудничества, в т.ч. с крупными корпорациями, как на рынке Украины, так и с точки зрения продвижения ее на внешние рынки ЕС, в т.ч. с французскими компаниями. В частности, с компаниями Cargil, BCF и другими. Сегодня европейские рынки стали более прозрачными для большинства продуктов у нас нет импортных пошлин, по стандартам качества мы практически готовы отвечать стандартам и требованиям Евросоюза. Сегодня мы уже поставляем продукцию в страны ЕС, в частности, в Словении, Румынии, имеем контракт с Чехией. Главной задачей нашего участия было определить основные рынки, на которые мы можем прийти со своей продукцию. Это сегменты жиров, специальных маргаринов, шоколадной глазури и специальных смесей для различных отраслей пищевой промышленности. Цели мы достигли. Есть уверенность, что в ближайшие три года наше присутствие на этой выставке будет более ощутимой. Мы способны конкурировать с крупными международными компаниями, а также добавить к нашему портфелю единичные ингредиенты, которые будут производиться в Украине.
- Желаю успехов.
Роман Сущенко, Париж
2 ответов