В стратегии есть свои три кита – это процесс, контент (содержание), контекст (среда, окружение нашего содержания). Большим заблуждением считать содержание или контекст главенствующими китами стратегии. Главный кит без сомнений – стратегический процесс.
Сделайте процесс создания стратегии постоянным бизнес процессом. Как, например, процесс снабжения офиса канцтоварами или бюджетирование. Мы составляем бюджеты (финансовые планы), потому, что без них не можем осмыслить эффективность принимаемых решений. Отсутствие финансового плана создает ощущение хаоса, не направленности. Деятельность, которая не основывается на стратегическом плане, имеет не больше смысла. Это вовсе не означает, что без финансового плана работать нельзя. Но если Вы уже работаете по финансовому плану, то тогда нужен и стратегический равно как и маркетинговый, операционный, кадровый, информационный и ряд других. Как часто? По большему счету, с той же частотой, что и финансовый. Один раз в год, но на более длительный период – оптимально, пятилетний. Многочисленные исследования в теории прогнозирования доказывают, что планирование на период более длительный имеет слишком большую погрешность. Но если есть желание заглянуть дальше, то можно воспользоваться другими техниками – например, сценарного планирования . Если Вы в стратегическом процессе – то постоянно видите на пять лет вперед.
Содержание стратегии – это, по большому счету, осознание своих сильных и слабых сторон применительно к конкурентам и окружающей среде или контексту нашего стратегического плана. Один из инструментов такого осознания – это СВОТ анализ. Такие осознания нужны на уровне каждого бизнеса и на уровне корпоративном, если у Вас несколько бизнесов. Основной вопрос – каким образом добиться успеха, даже осознавая свои сильные и слабые стороны. Ответить на этот вопрос может стратегический выбор и бизнес модель. Воплотить бизнес модель в реальность должны уже функциональные стратегии – маркетинговая, финансовая, кадровая, информационная. Все это и есть содержание стратегического плана.
Стратегический контекст – это внешние возможности и угрозы, как часть СВОТ и внутренняя среда компании, которая включает понятия жизненного цикла, корпоративной культуры, климата и типа лидерства.
Три пути создания стратегии – рациональный, на опыте и интуитивный, вместе с тремя китами – стратегическим процессом, содержанием и контекстом, формируют основную структуру стратегического менеджмента.
2 ответов